Классификация дефектов и повреждений рельсов
Классификация дефектов рельсов предназначена для статистического учета, анализа уровня эксплуатационной стойкости и надежности рельсов.
Статистический учет повреждений рельсов позволяет:
— делать выводы о качестве рельсов разных производителей;
— дает возможность оценивать влияние разнообразных условий эксплуатации на стойкость рельсов;
— определить экономический эффект различных мероприятий по повышению качества рельсов и реконструкции пути.
Все дефекты рельсов в классификации кодированы трехзначным числом с использованием следующего трехзначного обозначения:
— первая цифра определяет вид дефекта и место его проявления по элементам поперечного сечения рельса (головка (ГР), шейка (ШР), подошва (ПР));
— вторая цифра определяет разновидность дефекта с учетом основной причины ее появления и развития;
— третья цифра указывает на место расположения дефекта на рельсе (и отделяется о первых двух цифр точкой).
Вид дефектов или повреждений рельсов (первая цифра в номере дефекта) обозначает следующее:
1 — отслоения или выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса;
2 — поперечные трещины в головке рельса и изломы из-за них;
3 — продольные горизонтальные (с буквой Г) и вертикальные (с буквой В) трещины в головке рельса;
4 — смятие и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и рифли);
5 — дефекты и повреждения шейки рельса;
6 — дефекты и повреждения подошвы рельса;
7 — изломы рельса по всему сечению (исключая изломы, учитываемые в п. 2);
8 — изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскости;
9 — прочие дефекты и повреждения рельсов
Разновидности дефектов и повреждений с учетом основных причин их появления (вторая цифра в номере дефекта) обозначают следующее:
— дефекты и повреждения, связанные с недостатками в технологии изготовления рельсов;
1 — дефекты и повреждения, зависящие от металлургического качества рельсовой стали и с недостаточной контактно-усталостной прочностью металла;
2 — дефекты и повреждения, связанные с недостатками профиля рельсов или конструкции стыкового скрепления;
3 — дефекты и повреждения, связанные с нарушением текущего содержания железнодорожного пути, а также с нарушением технологии обработки болтовых отверстий рельсов;
4 — дефекты и повреждения, связанные с нарушениями в воздействии на рельсы подвижного состава (боксовины, ползуны и др.);
5 — дефекты и повреждения, связанные с ударами инструментом и с другими механическими воздействиями на рельсы;
6 — дефекты и повреждения, связанные с недостатками технологии сварки рельсов;
7 — дефекты и повреждения, связанные с недостатками технологии закалки рельсов;
8 — дефекты и повреждения, связанные с недостатками технологии наплавки рельсов или с приваркой рельсовых соединителей;
9 — дефекты и повреждения, связанные с другими, не перечисленными выше причинами.
Цифровое обозначение места расположения дефекта (третья цифра в коде) принято следующим:
1 — на конце рельса, на расстоянии до 0,75 м от торца (в стыке);
2 — вне конца (по длине рельса), на остальной части рельса (вне стыка);
3 — в зоне контактной стыковой сварки рельсов, на расстоянии до 0,1 м симметрично от оси сварного шва (включая место установки прижимных губок сварочной машины).
Отсутствие третьей цифры в коде классификатора означает, что дефект может быть в любом месте по длине рельса.